Svolod (svolod_gm) wrote,
Svolod
svolod_gm

Category:

Продолжаем играть: «Мир подземелий»

logo

Ну что, свершилось. Мы с пятилетней дочерью уже третью неделю шпилим в почти-полноценный Dungeon World, по настоящим «взрослым правилам». Причем каждый из нас и немножко игрок, и самую малость мастер.

Получается офигенно здорово.

Кому охота повторить подобный опыт со своим чадом – пожалуйте под кат.

Зачем это нужно

Прежде всего, пару слов о том, почему я считаю этот экспириенс весьма позитивным и для взрослого, и для ребенка. А то кто-то может сказать, мол «не рановато ли» и «для детей вон свои детские системы понапридумывали».

- Во-первых, это просто интересно :) И мне, и дочке. Видели бы, с какими горящими глазами она рвется играть еще и еще. А мне среди своей «взрослой» игровой группы найти согласных играть по *W не удается, так что дорвался до интересующей системы.

- Во-вторых, одновременное исполнение ролей и игрока, и мастера (дальше расскажу, как именно это было организовано) врубает фантазию ребенка на полную катушку, но при этом дает возможность «уйти в тень», когда идей нет. И если раньше ребенок все больше копировал мои сюжеты (см. этот отчет), то «мир подземелий» показал, что чем дальше, тем больше у нее возникают свои, оригинальные идеи.

- Ну а в-третьих, игра несет в себе и нехилую развивающую функцию – начиная с необходимости банально складывать цифры при бросках 2d6 и заканчивая прокачкой воображения, описанной в прошлом пункте, способностей к визуализации чужих описаний / описанию собственных образов, рисованию значков на карте и так далее. Не говоря уже о социально-моделирующей функции: выбор имеет последствия (тм), из каждой ситуации много выходов, у каждого персонажа свой положительный мотив и т.д. Вообще, мне кажется, что НРИ – один из самых эффективных (и интересных!) способов обучения много чему. Плюс к тому, игра по «взрослой» механике заставляет «подтягиваться», поднимает планку.

И еще напомню, что ролевая игра с детьми – это само по себе здорово. Юные игроки настолько сильно вовлечены, так натурально и заразительно радуются (и не придираются, не качают права и т.д. :), что объем позитивных эмоций после сессии даст фору большинству «взрослых» игр.

Так что, как видите, сплошные плюсы :)

Как подготовиться

Игру мы организовали почти традиционным, «взрослым», методом.

Для начала я рассказал дочке о том, какие в наличии есть классы и чем они друг от друга отличаются (хотя, она уже и сама традиционные архетипы неплохо представляет по другим играм). Затем последовала генережка – я читал опции, ребенок с серьезным видом выбирал. Плюс DW в том, что в плейбуках много «описательных» моментов: юному игроку куда понятнее и интереснее «у меня будет спутник-медведь, он будет уметь охотиться, но будет медленным» чем какие-нибудь абстрактные «+2 к урону, -2 к скорости» :)

Затем быстренько сделал персонажа себе. На бонды забили, пока этот ролеплейный момент еще рановат. Однако мы проговорили, что наши двое героев – давно сложившаяся положительная партия, которая путешествует по экологически неблагоприятным регионам мира, спасает тех, кто в этом нуждается, а также залезает во всякие темные и зловещие подземелья в поисках бесценных сокровищ.

А теперь о сюжете. Никакого предварительного плана у меня в голове не было. Вместо этого я предложил дочке выбрать, куда мы отправимся – в дремучий лес, высокие горы, туманные болота, жаркие пустыни, холодные северные пустоши или еще куда. А после того, как выбор был сделан, мы вместе нарисовали карту региона, а также совместно придумали 3 квеста, которые можно в нем выполнить, и нанесли ключевые точки на ту же карту.

После этого можно было начинать играть.

Как играть

Мы выбираем место/квест, куда направляемся, решаем, сколько времени займет дорога, делаем броски хода «Undertake a Perilous Journey», при необходимости разбираемся с возможными событиями, и в конце концов добираемся до места действия. Там уже начинаются основные приключения. В общем, играем совершенно обычно, как взрослые люди :)

Я выступаю одновременно и как мастер, и как игрок. При этом, когда у меня заканчивается фантазия, или просто хочется дать ребенку покреативить, я спрашиваю ее совета и тем самым ненадолго перевешиваю на нее «мантию мастера». Чутка забегая вперед, скажу, что чем дальше, тем больше дочь сама делала вбросы, и необходимость «пинговать» ее практически отпала – когда у нее есть, что сказать, она просто озвучивает свои идеи, и всё. Игроцкий нарратив в действии :)

Правила используем полноценные, без каких-либо сокращений или переделок. Я зачитываю / объясняю, ребенок бросает кубики, считает результат и (при необходимости) делает выбор.

С тактической картой еще не определились. Пробовали различные варианты («театр разума», лист бумаги с точечками и черточками на нем, wet erase battlemap), но что лучше – не знаю. Наверное, в зависимости от ситуации.

После выполнения квеста придумываем еще один, чтоб их всегда было три и был выбор, куда отправиться. Когда приключения в текущем регионе надоели, мы отложили его карту в сторону («но мы, когда захотим, можем сюда вернуться») и нарисовали новый, по той же схеме.

Что получилось

Как уже говорил - прекрасное времяпровождение.

Не закостеневший в штампах детский мозг на ура воспринял концепцию «одновременно мастер и игрок», и легко переключается между этими ролями. Вообще говоря, многие детские игры так и проходят – ребенок изобретает сюжет и сам в него играет своими игрушками-персонажами. Так что для дочери в данном случае не было ничего принципиально нового :)

Ходы DW тоже отлично пошли – начиная с градаций «не получилось» / «получилось, но не очень хорошо» / «получилось отлично» и заканчивая выбором опций исхода («стрел у меня осталось мало, так что давай случится какая-нибудь неприятность»). Поначалу приходилось напоминать, но после второго-третьего повторения дочь все запомнила. И еще, немаловажный момент: я очень боялся, что концепция провалов и частичных успехов будет вызывать аллергию и сопротивление, но нет, все отлично – ребенок даже сам начал предлагать варианты («я знаю, что случилось – мое копье упало на пол»). Растет, однако.

Карту рисует с огромным интересом, придумывает названия локациям, генерирует квесты.

Наверное, я таки осторожно выскажу свой вывод, что Dungeon World – лучшая из имеющихся на данный момент «взрослых» систем, с которой можно знакомить ребенка. Нарративная, с большой долей вовлечения игроков в сюжетостроение, простая по механике – то, что нужно. Респект авторам еще раз :)

Да, если интересно – дочка была рейнджером (для понимания названным «охотником»), я – файтером.

Полезные советы

Ну и напоследок – традиционные советы потенциальным ведущим. Помним, да, что игра у нас не только развлечения ради, но и несет в себе развивающую функцию?

- Давайте ребенку проявлять креатив и старайтесь говорить «да» его начинаниям, дабы не задушить фантазию. При необходимости, если уж совсем что-то дикое выдает, мягко корректируйте. И ни в коем случае не «выдавливайте» из него идеи, не хочет – значит, не надо.

- Говорите смешными голосами, артикулируйте, жестикулируйте – дети это жуть до чего любят (и я все надеюсь, что дочка тоже скоро начнет отыгрывать поведение чара, отличное от своего). Тут есть отличный способ это сделать – ваш персонаж есть в партии, так что наделите его забавными фишками. Мой файтер, например, разговаривает со своим молотом, спрашивает его совета, а еще иногда демонстрирует трусость. Веселюсь, в общем, изо всех сил :)

- Все, что можно, пусть ребенок читает и считает сам. Не справится – попросит помощи. Нет лучшего способа учиться, чем играя. Мотивация таки сложить эти три цифры и прочитать название стата будет адская, уж поверьте.

- В тех ситуациях, где возможно, показывайте различные варианты действий и показывайте, к чему это приведет (или уже привело). Социальное моделирование, расширяет поле возможных действий: в жизни пригодится.

Ну вот и все, пожалуй. Если кто-нибудь решится повторить мой опыт – не поленитесь чиркнуть пару строк. Жуть до чего интересно, чего у вас получится!
Tags: [Дети], О чем: Ролевки, Что: Лог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments