?

Log in

No account? Create an account

svolod_gm


6d6

Игры. Ничего кроме.


Previous Entry Share Next Entry
Продолжаем играть: «Мир подземелий»
svolod_gm
logo

Ну что, свершилось. Мы с пятилетней дочерью уже третью неделю шпилим в почти-полноценный Dungeon World, по настоящим «взрослым правилам». Причем каждый из нас и немножко игрок, и самую малость мастер.

Получается офигенно здорово.

Кому охота повторить подобный опыт со своим чадом – пожалуйте под кат.

Зачем это нужно

Прежде всего, пару слов о том, почему я считаю этот экспириенс весьма позитивным и для взрослого, и для ребенка. А то кто-то может сказать, мол «не рановато ли» и «для детей вон свои детские системы понапридумывали».

- Во-первых, это просто интересно :) И мне, и дочке. Видели бы, с какими горящими глазами она рвется играть еще и еще. А мне среди своей «взрослой» игровой группы найти согласных играть по *W не удается, так что дорвался до интересующей системы.

- Во-вторых, одновременное исполнение ролей и игрока, и мастера (дальше расскажу, как именно это было организовано) врубает фантазию ребенка на полную катушку, но при этом дает возможность «уйти в тень», когда идей нет. И если раньше ребенок все больше копировал мои сюжеты (см. этот отчет), то «мир подземелий» показал, что чем дальше, тем больше у нее возникают свои, оригинальные идеи.

- Ну а в-третьих, игра несет в себе и нехилую развивающую функцию – начиная с необходимости банально складывать цифры при бросках 2d6 и заканчивая прокачкой воображения, описанной в прошлом пункте, способностей к визуализации чужих описаний / описанию собственных образов, рисованию значков на карте и так далее. Не говоря уже о социально-моделирующей функции: выбор имеет последствия (тм), из каждой ситуации много выходов, у каждого персонажа свой положительный мотив и т.д. Вообще, мне кажется, что НРИ – один из самых эффективных (и интересных!) способов обучения много чему. Плюс к тому, игра по «взрослой» механике заставляет «подтягиваться», поднимает планку.

И еще напомню, что ролевая игра с детьми – это само по себе здорово. Юные игроки настолько сильно вовлечены, так натурально и заразительно радуются (и не придираются, не качают права и т.д. :), что объем позитивных эмоций после сессии даст фору большинству «взрослых» игр.

Так что, как видите, сплошные плюсы :)

Как подготовиться

Игру мы организовали почти традиционным, «взрослым», методом.

Для начала я рассказал дочке о том, какие в наличии есть классы и чем они друг от друга отличаются (хотя, она уже и сама традиционные архетипы неплохо представляет по другим играм). Затем последовала генережка – я читал опции, ребенок с серьезным видом выбирал. Плюс DW в том, что в плейбуках много «описательных» моментов: юному игроку куда понятнее и интереснее «у меня будет спутник-медведь, он будет уметь охотиться, но будет медленным» чем какие-нибудь абстрактные «+2 к урону, -2 к скорости» :)

Затем быстренько сделал персонажа себе. На бонды забили, пока этот ролеплейный момент еще рановат. Однако мы проговорили, что наши двое героев – давно сложившаяся положительная партия, которая путешествует по экологически неблагоприятным регионам мира, спасает тех, кто в этом нуждается, а также залезает во всякие темные и зловещие подземелья в поисках бесценных сокровищ.

А теперь о сюжете. Никакого предварительного плана у меня в голове не было. Вместо этого я предложил дочке выбрать, куда мы отправимся – в дремучий лес, высокие горы, туманные болота, жаркие пустыни, холодные северные пустоши или еще куда. А после того, как выбор был сделан, мы вместе нарисовали карту региона, а также совместно придумали 3 квеста, которые можно в нем выполнить, и нанесли ключевые точки на ту же карту.

После этого можно было начинать играть.

Как играть

Мы выбираем место/квест, куда направляемся, решаем, сколько времени займет дорога, делаем броски хода «Undertake a Perilous Journey», при необходимости разбираемся с возможными событиями, и в конце концов добираемся до места действия. Там уже начинаются основные приключения. В общем, играем совершенно обычно, как взрослые люди :)

Я выступаю одновременно и как мастер, и как игрок. При этом, когда у меня заканчивается фантазия, или просто хочется дать ребенку покреативить, я спрашиваю ее совета и тем самым ненадолго перевешиваю на нее «мантию мастера». Чутка забегая вперед, скажу, что чем дальше, тем больше дочь сама делала вбросы, и необходимость «пинговать» ее практически отпала – когда у нее есть, что сказать, она просто озвучивает свои идеи, и всё. Игроцкий нарратив в действии :)

Правила используем полноценные, без каких-либо сокращений или переделок. Я зачитываю / объясняю, ребенок бросает кубики, считает результат и (при необходимости) делает выбор.

С тактической картой еще не определились. Пробовали различные варианты («театр разума», лист бумаги с точечками и черточками на нем, wet erase battlemap), но что лучше – не знаю. Наверное, в зависимости от ситуации.

После выполнения квеста придумываем еще один, чтоб их всегда было три и был выбор, куда отправиться. Когда приключения в текущем регионе надоели, мы отложили его карту в сторону («но мы, когда захотим, можем сюда вернуться») и нарисовали новый, по той же схеме.

Что получилось

Как уже говорил - прекрасное времяпровождение.

Не закостеневший в штампах детский мозг на ура воспринял концепцию «одновременно мастер и игрок», и легко переключается между этими ролями. Вообще говоря, многие детские игры так и проходят – ребенок изобретает сюжет и сам в него играет своими игрушками-персонажами. Так что для дочери в данном случае не было ничего принципиально нового :)

Ходы DW тоже отлично пошли – начиная с градаций «не получилось» / «получилось, но не очень хорошо» / «получилось отлично» и заканчивая выбором опций исхода («стрел у меня осталось мало, так что давай случится какая-нибудь неприятность»). Поначалу приходилось напоминать, но после второго-третьего повторения дочь все запомнила. И еще, немаловажный момент: я очень боялся, что концепция провалов и частичных успехов будет вызывать аллергию и сопротивление, но нет, все отлично – ребенок даже сам начал предлагать варианты («я знаю, что случилось – мое копье упало на пол»). Растет, однако.

Карту рисует с огромным интересом, придумывает названия локациям, генерирует квесты.

Наверное, я таки осторожно выскажу свой вывод, что Dungeon World – лучшая из имеющихся на данный момент «взрослых» систем, с которой можно знакомить ребенка. Нарративная, с большой долей вовлечения игроков в сюжетостроение, простая по механике – то, что нужно. Респект авторам еще раз :)

Да, если интересно – дочка была рейнджером (для понимания названным «охотником»), я – файтером.

Полезные советы

Ну и напоследок – традиционные советы потенциальным ведущим. Помним, да, что игра у нас не только развлечения ради, но и несет в себе развивающую функцию?

- Давайте ребенку проявлять креатив и старайтесь говорить «да» его начинаниям, дабы не задушить фантазию. При необходимости, если уж совсем что-то дикое выдает, мягко корректируйте. И ни в коем случае не «выдавливайте» из него идеи, не хочет – значит, не надо.

- Говорите смешными голосами, артикулируйте, жестикулируйте – дети это жуть до чего любят (и я все надеюсь, что дочка тоже скоро начнет отыгрывать поведение чара, отличное от своего). Тут есть отличный способ это сделать – ваш персонаж есть в партии, так что наделите его забавными фишками. Мой файтер, например, разговаривает со своим молотом, спрашивает его совета, а еще иногда демонстрирует трусость. Веселюсь, в общем, изо всех сил :)

- Все, что можно, пусть ребенок читает и считает сам. Не справится – попросит помощи. Нет лучшего способа учиться, чем играя. Мотивация таки сложить эти три цифры и прочитать название стата будет адская, уж поверьте.

- В тех ситуациях, где возможно, показывайте различные варианты действий и показывайте, к чему это приведет (или уже привело). Социальное моделирование, расширяет поле возможных действий: в жизни пригодится.

Ну вот и все, пожалуй. Если кто-нибудь решится повторить мой опыт – не поленитесь чиркнуть пару строк. Жуть до чего интересно, чего у вас получится!