Svolod (svolod_gm) wrote,
Svolod
svolod_gm

Categories:

Про боевку и вообще

Под катом – неоднозначный пост о том, как жить с боевкой в настольных РПГ. Пост спорный, ибо я даже сам не полностью с ним согласен) Будем считать это размышлениями на тему. Очень было бы любопытно мнение общественности - есть в сказанном ниже здравый смысл или это все мои личные глюки?

Прежде всего, написанное тут справедливо для довольно тяжело-механизированных систем, типа ДнД 3 и особенно 4, Dark Heresy и ее друзьях (включая WHFRPG 2 редакции) и так далее. К другим системам с менее навороченной математикой, например, WoD или Savage Worlds, не говоря уж о Risus и ей подобных, все это относится в гораздо меньшей степени.

Итак, основной постулат. Традиционная настольная ролевая игра состоит из двух принципиально разных кусков. Первый кусок – это собственно ролево-сюжетный. Общение с NPC и другими PC, сбор сведений, поиск союзников, кража ценных предметов, нарратив и описательность. Выражаясь языком ДнД, exploration mode. Второй кусок – это боевка. Атаковые бонусы, броски на ущерб, паверы, хиты и структурированное время - combat mode.

Так вот, эти два куска зачастую настолько разные по ощущениям и применяемой механике, что зачастую кажется, что их просто склеили скотчем. Раскрою. Играешь-играешь себе в почти словеску, атмосферой проникаешься, а потом – бац! – и пора играть в настолку. Достаем миниатюры и карту. Мышление перестраивается, проявляется "взгляд сверху", ролеплей уменьшается, на первый план выходит тактические соображения. Поиграли часок-другой, пора переключаться обратно, но момент уже потерян. Вспомнить, о чем думал час (30 секунд игрового времени) назад, уже довольно сложно. Знакомая ситуация?

Конечно, все очень зависит от мастерства мастера (простите) и конкретной ситуации. Но для меня, когда я вожу, переключения ролеплей-комбат каждый раз требуют внутреннего усилия. Зачастую у меня боевые сцены проматываются именно потому, что как представлю весь геморрой перевода сейчас игры в другую плоскость - и враги разбегаются сами. И сей психологический барьер тем больше, чем сильнее разница между нарративом и комбатом. Особенно удручающе, кстати, на меня действует тактическая сетка.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что механика боевки – это плохо. Сам страшно люблю ДнД, а настольные игры зачастую - четыре-шесть часов только боевки, причем очень даже интересных часов. И ролеплей я люблю весьма. В общем, их мешать не надо в одной истории.

Что мне кажется правильным. Более-менее четко разделить игры на сюжетно-ролевые и боевые. В первых использовать упрощенные правила проведения боя, чтобы энкаунтер занимал минут 10 (но героя все равно могли бы убить и покалечить!). Может и вовсе систему сменить, пусть это будет даже словеска. А в играх другого типа – наоборот, как в классическом ДнД, закупиться провизией и бегом в данжон, резать монстров и искать боссов с лутом. Или болтер в руки и крошить тиранидов.

Главное, повторюсь - снизить дельту между ощущениями в exploration mode и combat mode. Как раз у менее механизированных систем, помянутых в начале, с этим гораздо лучше.

Вот что я думаю по этому поводу. Есть здравое зерно?
Tags: О чем: Ролевки, Что: Размышлизмы
Subscribe

  • Небольшое объявление

    Уважаемые коллеги, я тут в порядке эксперимента запустил новый проект на площадке ВК. Называется он «Записки матёрого бехолдера», это открытая…

  • Сундук болотной ведьмы, часть 2

    Обещал? Обещал! А обещания надо выполнять. Вот вам вторая половина отчёта. Кто пропустил – первая была тут. Наёмники Увидев, что герои…

  • Сундук болотной ведьмы, часть 1

    И вот после длительного перерыва я снова с вами! А со мной - рассказ о том, как я водил игру по Through the Breach в замечательном московском…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Небольшое объявление

    Уважаемые коллеги, я тут в порядке эксперимента запустил новый проект на площадке ВК. Называется он «Записки матёрого бехолдера», это открытая…

  • Сундук болотной ведьмы, часть 2

    Обещал? Обещал! А обещания надо выполнять. Вот вам вторая половина отчёта. Кто пропустил – первая была тут. Наёмники Увидев, что герои…

  • Сундук болотной ведьмы, часть 1

    И вот после длительного перерыва я снова с вами! А со мной - рассказ о том, как я водил игру по Through the Breach в замечательном московском…