?

Log in

No account? Create an account

svolod_gm


6d6

Игры. Ничего кроме.


Previous Entry Share Next Entry
Как мы с дочкой играли в РПГ
svolod_gm

Бабушка Криста – один из ключевых НПС

Я регулярно задумывался над тем, не пора ли попробовать сыграть со своей трехлетней дочкой в ролевку - время, когда от нее надо было спасать настольные игры, давно прошло. Вдохновленный недавно прочитанными постами (этим и вот этим, если быть точным), решил – пора.

Дальше – рассказ о том, что из этого вышло. Осторожно, людям с детофобией под кат не ходить!

Для начала надо было определиться, во что и как мы, собственно, будем играть.

Постановка задачи

Как я примерно рассуждал.

Дано: ребенок, девочка, 3 года (в общем, уже почти 4), вес около 20 кг, рост метр с небольшим. Умеет считать до десяти, не очень - рисовать и складывать/вычитать, а писать/читать – только отдельно выбранные буквы.

Что такое ролевые игры, в целом представляет (на уровне «к маме с папой приходят дяди и тети, они кидают кубики, играют с фигурками, что-то пишут и рассказывают про «как будто», а я мультики смотрю»). Во все мои настольные игры переиграла (по упрощенным правилам, ессно), из D&D тайлов чего только не строила, даже миньки вархаммерские красила.

В общем, теоретическая подготовка хорошая, а вот со скиллами – пока не очень.

Нужно: провести тестовую ролевую игру, чтобы посмотреть, как ребенок вообще к этому делу относится :) Но не абы какую. Игра должна быть:

1. …интересная – иначе дитё просто откажется в нее играть.
2. …простая – никакой чудо-механики и челленджей.
3. …позитивная – без сражений, крови и ужасов.
4. …наглядная – с раздаточным материалом каким-нибудь.
4. …педагогически верная – ну, там, учить всякому правильному, полезному и вообще воспитывать. Хотя бы чуть-чуть.

Ну что ж, все понятно. Дело это простое, дочка в ролевки не играла, все будет ново и потому интересно. Дайте мне десять минут – и начинаем!

Поиск решения

А вот хрен.

Мой разум, как оказалось, напрочь забит штампами взрослых ролевок. Все размышления о сеттинге и сюжете приводили к «деревне, которую терроризируют гоблины» и ее коллегам, а это противоречит п.3 ТЗ. Плюс к этому потенциальный игрок, когда я с ней обсуждал грядущие перспективы, сообщила мне, что в нашей игре «не будет никого злого и страшного», что сразу вычеркнуло возможность использования традиционного антагониста.

В итоге я так и этак прикладывался мыслью к этой задаче целую неделю. Почти сразу решил, что это будет «почти фэнтези» (скорее – сказка, понятие ребенку знакомое), а РС – «маленькой волшебницей» (много потенциально интересных сюжетных поворотов, ну и вообще круто – колдовать). А дальше – тупик. Пришлось признать свое поражение и отправиться искать «готовый модуль».

В общем, выручили детские мультики и книжки.

Решение

В качестве прототипов будущего сеттинга были выбраны похожие друг на друга вселенные Винни-Пуха и Смешариков. Для тех, кто не в курсе, особенности этих двух миров следующие: заранее прописанный набор ярких персонажей, ограниченная локация, полное отсутствие насилия. Сначала подумывал просто сделать рескин, но потом испугался, что сам собьюсь и буду ребенку долго объяснять, почему у меня, скажем, волшебник Имярек говорит как Бараш. Так что решил сотворить все сам.

И так был рожден мир Волшебного Леса, та-да-дам! Ключевые фишки сеттинга:

- Лес – действительно волшебный! Тут и звери могут разговаривать, и комод уйти по своим делам, и печеньки бегают. Вообще, конечно, ужас же, но ребенку должно понравиться :)
- В лесу живет несколько ключевых персонажей, с которыми будет взаимодействовать РС. У каждого из них есть: а) запоминающаяся внешность, б) характерная манера поведения в) функциональная роль и г) занятная фишка. Возьмем, к примеру, ту же Бабушку Кристу – а) ходит в «шапке волшебника», б) рассеянная, в) делает еду и г) «волшебным половником» придает пище рандомные свойства.
- Негодяев в мире нет. Есть как максимум одна вредина (типа Старухи Шапокляк) и хулиган, на примере которого будем показывать ребенку, как не надо поступать (помним про педагогический эффект игры).
- Контент сессий в основном будет строиться на помощи окружающим.

РС. Героиня игры – действительно волшебница. У нее будет ограниченный набор доступных простых заклинаний, волшебная палочка для их каста, спутник-фамильяр (умеет говорить и делать подсказки в трудную минуту), а также свой домик.

Теперь немного о геймплее.

Прежде всего, в игре используются карточки (лист А4/8), на которых мы рисуем все – доступные заклинания, неписей, инвентарь и т.д. Чем больше визуализации, тем проще и понятнее юному игроку.

Во-вторых, у нас будет простая механика проверок, построенная на d6: успех любого теста на 3+. Заклинания работают без чека.

Уложив все это в голове, одним субботним утром я предложил дочке попробовать сыграть.

Плейтест

Первая реакция была очень положительная – дети (по крайней мере, мой ребенок точно) с большим энтузиазмом относятся к разным новым затеям. Концепцию «ролевой игры» в смысле «рассказываем, что как будто происходит» восприняла без проблем, идее рисования всего на карточках обрадовалась, придирчиво выбирала «правильный» d6 из всех, валяющихся в коробке.

После рассказа об основах перешли к непосредственно созданию персонажа. С концепцией «маленькой колдуньи» дочка согласилась, а когда я принялся рисовать карточки с заклинаниями, и вовсе пришла в восторг. Заклинания придумывали вместе – я предлагал, она соглашалась или корректировала. В итоге родилось три спелла – «зажечь огонь», «заморозить воду» и «сотворить 8 овсяных печенек». Нарисовал волшебную палочку с традиционной звездочкой на конце, дочка попросила пририсовать еще месяц) В качестве фамильяра сразу выбрала мышь.

Прилично времени потратили на рисование карточки с домиком – решали, сколько этажей, есть ли сад и что в нем растет (волшебное дерево с разными фруктами, овощами и даже ботинками, последнее - чисто игроцкий вброс :)

В общем, создание героя прошло с максимальным по возможности привлечением игрока. После такой генережки у ребенка глаза горели, и играть ей хотелось чрезвычайно (такой бы энтузиазм всегда моим игрокам, ох-хо-хо).

Погнали. Первый сюжет – довольно банальный. Героиня обнаруживает, что местная речка заколдована негативным заклинанием, и идет к местному архимагу за советом, как ее расколдовать. Архимаг готов сварить зелье-каунтерспелл, но ему нужны компоненты, которые РС и добывает.

Игровой процесс пошел «на отлично». Дочка сразу же приняла систему «заявка игрока – рассказ мастера» и сходу начала взаимодействовать с миром, проверяя работу своих заклинаний – накормила мышь печеньем, а потом пошла и бодро заморозила близлежащий пруд.

Однако заниматься своими делами без контента ребенку быстро наскучило, и мы пошли по сюжету. Тут все тоже получилось хорошо – никаких отклонений в сторону, четкая мотивация выполнить задачу. Зелье готово, речка расколдована, ура!

В общем, игроку все понравилось, и после полутора часов игры она с трудом согласилась прекратить.

Особенности

Тем не менее, вождение ребенка (по крайней мере, одного конкретного) местами очень отличается от вождения взрослого. Вот какие нюансы возникли у нас.

- ребенок четко управляет игрой, сам беря на себя те самые «нарративные права». «Я хочу опять ловить убежавшие печеньки», например – вот и готово содержание сессии. А карточка одного из НПС, который дочке почему-то не понравился, была на этапе подготовки ею спрятана: «не хочу с ним играть» :)

- Ей реально нравятся все эти бумажки с картинками. Она их перед собой аккуратно раскладывает и очень радуется новым – неважно, это карточки РС (новые спеллы, снаряжение или обстановка дома) или мастера (НПС, их предметы или еще что). Поэтому я стараюсь рисовать их как можно чаще.

- Периодически дочка дает заявку, совмещенную с реализацией – «я иду на полянку, нахожу цветы, собираю их и несу обратно, из них волшебник варит зелье». Чаще всего я просто соглашаюсь – пусть как сказала, так и будет. Если же мне почему-то хочется вмешаться (например, предполагалось использование спелла), то я говорю что-то вроде «погоди, ты приходишь на поляну, а цветов там нет». Игрок воспринимает такой поворот без проблем. Кстати, по моему опыту вождения взрослых людей, впервые видящих РПГ, они часто тоже поначалу склонны иногда выдавать заявку подобным образом.

- Дитё отлично все помнит, даже самые незначительные детали. Приходится быть очень внимательным.

- Кидание кубика – сам по себе интересный процесс, имеющий мало значения для разрешения заявки :) Когда выпадает 1 или 2, дочка спрашивает «можно бросить еще?», и мы обычно кидаем до появления положительного результата. Возможно, позже я начну ее потихоньку обламывать – приучать к мысли, что случаются в жизни огорчения, но пока рановато – см. следующий пункт.

- Ребенок воспринимает происходящее очень серьезно и близко к сердцу. Никакого внутреннего понимания, что это «только игра», у нее нет – степень погружения в мир фантастическая. Пару раз я чуть было не довел дочку до слез – на мой взгляд, совершенно на ровном месте. В общем, тут надо быть очень осторожным. Поэтому пока – никаких серьезных челленджей, у нас все-все получается, а окружающий мир исключительно дружелюбен. Время для превозмогания еще не пришло.

Перспективы

Мы играем в Волшебный Лес уже две недели с большим энтузиазмом обеих сторон. Смею надеяться, еще долго будем этим заниматься – постепенно делая игру все более сложной и интересной.

В порыве энтузиазма посмотрел несколько систем для детских РПГ – Hero Kids, RPG Kids и Little Wizards. Интересно, здорово, но пока чуток рановато. Первые две, правда, уже худо-бедно можно использовать, упростив правила – это ДнД-лайт, по сути, может и попробуем.

Заключение

В общем, опыт я считаю удачным, и если ребенок не передумает, будем продолжать движение в этом направлении.

И напоследок – воззвание.

Дорогие мамы и папы! Если ролевые игры вам не чужды, я советую вам попробовать привлечь к ним ваших детей. Во-первых, это, наверное, здорово развивает – стимулирует фантазию, воображение, ставит ребенка в новые ситуации, помогает ему расширить свой кругозор и восприятие мира. А во-вторых, это просто интересно – по мне, так куда веселее, чем в сотый раз собирать одинаковый Лего-зоопарк :) Надеюсь, мой опыт кого-нибудь вдохновит и кому-то поможет. Как видите, три с половиной года – уже вполне себе возраст.

P.S. Если этот пост вызовет интерес у общественности, то попозже могу выложить подробное описание сеттинга с персонажами и идеями для приключений.


  • 1
Очень круто! Не планируешь в дальнейшем водить нескольких детей?

Касательно интереса, меня будут очень интересовать отчеты с этих игр. Во всяком случае их буду внимательно читать.

Еще будет интересен сборник перлов с игр, по своей практике вождения семилетнего брата и его друга, их бывает много.

Водить нескольких может и попробую, но их вокруг не так много :)

А пёрлов я пока не заметил, кстати. Но вообще я просто не слишком внимателен на сессиях бываю, может, там и есть что достойное, а я просто не фиксирую.


Круто! Ты не видел статью, как некий англоговорящий ролевик водит свою пятилетнюю дочку? Там очень похожие элементы взаимодействия с ребенком описаны.

Edited at 2013-12-05 09:23 am (UTC)

А то ж! Ссылка на нее у меня как раз в начале поста.

Здорово! Спасибо за рассказ! :)

Очень интересный рассказ и начинание. Надо будет дома такое попробовать.
Спасибо за идею!
Буду ждать подробностей и развития сеттинга ;)

Непременно! Реакция положительная, так что потихоньку начинаю писать подробный пост про сеттинг.

Очень крутая идея!

Так держать!

У меня ещё где-то полтора года на то, чтобы воспринять твой опыт, хе-хе.)

Re: Так держать!

Следите за развитием сеттинга! ;)

Это эпидемия! :)

Забавно, сам провел первую полноценную ролевую игру со своими карапузами на этих выходных!
Первый раз пробовал как раз, когда им было 3 (старшему 5) - использовал русские сказки в качестве сеттинга, солдатиков и т.п. - прошло на ура, но мне самому показалось чуток рановато для серьезной игры и отложил на потом.
А на выходных загорелся - прикупил Hero Kids (система и впрямь очень простая и удобная). Так вышло, что сидел с 6 пупсами вечером и решил их на часок отвлечь от мультиков. Предложил - с диким восторгом приняли. Очень обрадовались карточкам персонажей, склеили бумажные модельки, пара игроков (постарше) тут же сделали свои карточки и модельки, девчонки тут же принялись их раскрашивать. Сюжет был примитивным - пропал лучший охотник деревни, дети отправились его искать, наткнулись на злобную змею, а потом и на похитителей охотника. Мальчишки были в восторге от драк. Девчонки пытались решить все мирно. Поэтому на следующую игру их наверное разделю. С девчонками попробую игрушку про русалок, а парней ждут новые битвы :))
Вообще, советую автору, все же подыскать для своего "игрока" еще одного, вместе веселее и учит взаимовыручке.

Re: Это эпидемия! :)

Спасибо за мини-отчет, весьма любопытно.

Hero Kids смотрел, даже пытались пробовать - но как-то без восторга. Действительно дочке малоинтересны сражения.

  • 1