Svolod (svolod_gm) wrote,
Svolod
svolod_gm

Как мы с дочкой играли в РПГ


Бабушка Криста – один из ключевых НПС

Я регулярно задумывался над тем, не пора ли попробовать сыграть со своей трехлетней дочкой в ролевку - время, когда от нее надо было спасать настольные игры, давно прошло. Вдохновленный недавно прочитанными постами (этим и вот этим, если быть точным), решил – пора.

Дальше – рассказ о том, что из этого вышло. Осторожно, людям с детофобией под кат не ходить!

Для начала надо было определиться, во что и как мы, собственно, будем играть.

Постановка задачи

Как я примерно рассуждал.

Дано: ребенок, девочка, 3 года (в общем, уже почти 4), вес около 20 кг, рост метр с небольшим. Умеет считать до десяти, не очень - рисовать и складывать/вычитать, а писать/читать – только отдельно выбранные буквы.

Что такое ролевые игры, в целом представляет (на уровне «к маме с папой приходят дяди и тети, они кидают кубики, играют с фигурками, что-то пишут и рассказывают про «как будто», а я мультики смотрю»). Во все мои настольные игры переиграла (по упрощенным правилам, ессно), из D&D тайлов чего только не строила, даже миньки вархаммерские красила.

В общем, теоретическая подготовка хорошая, а вот со скиллами – пока не очень.

Нужно: провести тестовую ролевую игру, чтобы посмотреть, как ребенок вообще к этому делу относится :) Но не абы какую. Игра должна быть:

1. …интересная – иначе дитё просто откажется в нее играть.
2. …простая – никакой чудо-механики и челленджей.
3. …позитивная – без сражений, крови и ужасов.
4. …наглядная – с раздаточным материалом каким-нибудь.
4. …педагогически верная – ну, там, учить всякому правильному, полезному и вообще воспитывать. Хотя бы чуть-чуть.

Ну что ж, все понятно. Дело это простое, дочка в ролевки не играла, все будет ново и потому интересно. Дайте мне десять минут – и начинаем!

Поиск решения

А вот хрен.

Мой разум, как оказалось, напрочь забит штампами взрослых ролевок. Все размышления о сеттинге и сюжете приводили к «деревне, которую терроризируют гоблины» и ее коллегам, а это противоречит п.3 ТЗ. Плюс к этому потенциальный игрок, когда я с ней обсуждал грядущие перспективы, сообщила мне, что в нашей игре «не будет никого злого и страшного», что сразу вычеркнуло возможность использования традиционного антагониста.

В итоге я так и этак прикладывался мыслью к этой задаче целую неделю. Почти сразу решил, что это будет «почти фэнтези» (скорее – сказка, понятие ребенку знакомое), а РС – «маленькой волшебницей» (много потенциально интересных сюжетных поворотов, ну и вообще круто – колдовать). А дальше – тупик. Пришлось признать свое поражение и отправиться искать «готовый модуль».

В общем, выручили детские мультики и книжки.

Решение

В качестве прототипов будущего сеттинга были выбраны похожие друг на друга вселенные Винни-Пуха и Смешариков. Для тех, кто не в курсе, особенности этих двух миров следующие: заранее прописанный набор ярких персонажей, ограниченная локация, полное отсутствие насилия. Сначала подумывал просто сделать рескин, но потом испугался, что сам собьюсь и буду ребенку долго объяснять, почему у меня, скажем, волшебник Имярек говорит как Бараш. Так что решил сотворить все сам.

И так был рожден мир Волшебного Леса, та-да-дам! Ключевые фишки сеттинга:

- Лес – действительно волшебный! Тут и звери могут разговаривать, и комод уйти по своим делам, и печеньки бегают. Вообще, конечно, ужас же, но ребенку должно понравиться :)
- В лесу живет несколько ключевых персонажей, с которыми будет взаимодействовать РС. У каждого из них есть: а) запоминающаяся внешность, б) характерная манера поведения в) функциональная роль и г) занятная фишка. Возьмем, к примеру, ту же Бабушку Кристу – а) ходит в «шапке волшебника», б) рассеянная, в) делает еду и г) «волшебным половником» придает пище рандомные свойства.
- Негодяев в мире нет. Есть как максимум одна вредина (типа Старухи Шапокляк) и хулиган, на примере которого будем показывать ребенку, как не надо поступать (помним про педагогический эффект игры).
- Контент сессий в основном будет строиться на помощи окружающим.

РС. Героиня игры – действительно волшебница. У нее будет ограниченный набор доступных простых заклинаний, волшебная палочка для их каста, спутник-фамильяр (умеет говорить и делать подсказки в трудную минуту), а также свой домик.

Теперь немного о геймплее.

Прежде всего, в игре используются карточки (лист А4/8), на которых мы рисуем все – доступные заклинания, неписей, инвентарь и т.д. Чем больше визуализации, тем проще и понятнее юному игроку.

Во-вторых, у нас будет простая механика проверок, построенная на d6: успех любого теста на 3+. Заклинания работают без чека.

Уложив все это в голове, одним субботним утром я предложил дочке попробовать сыграть.

Плейтест

Первая реакция была очень положительная – дети (по крайней мере, мой ребенок точно) с большим энтузиазмом относятся к разным новым затеям. Концепцию «ролевой игры» в смысле «рассказываем, что как будто происходит» восприняла без проблем, идее рисования всего на карточках обрадовалась, придирчиво выбирала «правильный» d6 из всех, валяющихся в коробке.

После рассказа об основах перешли к непосредственно созданию персонажа. С концепцией «маленькой колдуньи» дочка согласилась, а когда я принялся рисовать карточки с заклинаниями, и вовсе пришла в восторг. Заклинания придумывали вместе – я предлагал, она соглашалась или корректировала. В итоге родилось три спелла – «зажечь огонь», «заморозить воду» и «сотворить 8 овсяных печенек». Нарисовал волшебную палочку с традиционной звездочкой на конце, дочка попросила пририсовать еще месяц) В качестве фамильяра сразу выбрала мышь.

Прилично времени потратили на рисование карточки с домиком – решали, сколько этажей, есть ли сад и что в нем растет (волшебное дерево с разными фруктами, овощами и даже ботинками, последнее - чисто игроцкий вброс :)

В общем, создание героя прошло с максимальным по возможности привлечением игрока. После такой генережки у ребенка глаза горели, и играть ей хотелось чрезвычайно (такой бы энтузиазм всегда моим игрокам, ох-хо-хо).

Погнали. Первый сюжет – довольно банальный. Героиня обнаруживает, что местная речка заколдована негативным заклинанием, и идет к местному архимагу за советом, как ее расколдовать. Архимаг готов сварить зелье-каунтерспелл, но ему нужны компоненты, которые РС и добывает.

Игровой процесс пошел «на отлично». Дочка сразу же приняла систему «заявка игрока – рассказ мастера» и сходу начала взаимодействовать с миром, проверяя работу своих заклинаний – накормила мышь печеньем, а потом пошла и бодро заморозила близлежащий пруд.

Однако заниматься своими делами без контента ребенку быстро наскучило, и мы пошли по сюжету. Тут все тоже получилось хорошо – никаких отклонений в сторону, четкая мотивация выполнить задачу. Зелье готово, речка расколдована, ура!

В общем, игроку все понравилось, и после полутора часов игры она с трудом согласилась прекратить.

Особенности

Тем не менее, вождение ребенка (по крайней мере, одного конкретного) местами очень отличается от вождения взрослого. Вот какие нюансы возникли у нас.

- ребенок четко управляет игрой, сам беря на себя те самые «нарративные права». «Я хочу опять ловить убежавшие печеньки», например – вот и готово содержание сессии. А карточка одного из НПС, который дочке почему-то не понравился, была на этапе подготовки ею спрятана: «не хочу с ним играть» :)

- Ей реально нравятся все эти бумажки с картинками. Она их перед собой аккуратно раскладывает и очень радуется новым – неважно, это карточки РС (новые спеллы, снаряжение или обстановка дома) или мастера (НПС, их предметы или еще что). Поэтому я стараюсь рисовать их как можно чаще.

- Периодически дочка дает заявку, совмещенную с реализацией – «я иду на полянку, нахожу цветы, собираю их и несу обратно, из них волшебник варит зелье». Чаще всего я просто соглашаюсь – пусть как сказала, так и будет. Если же мне почему-то хочется вмешаться (например, предполагалось использование спелла), то я говорю что-то вроде «погоди, ты приходишь на поляну, а цветов там нет». Игрок воспринимает такой поворот без проблем. Кстати, по моему опыту вождения взрослых людей, впервые видящих РПГ, они часто тоже поначалу склонны иногда выдавать заявку подобным образом.

- Дитё отлично все помнит, даже самые незначительные детали. Приходится быть очень внимательным.

- Кидание кубика – сам по себе интересный процесс, имеющий мало значения для разрешения заявки :) Когда выпадает 1 или 2, дочка спрашивает «можно бросить еще?», и мы обычно кидаем до появления положительного результата. Возможно, позже я начну ее потихоньку обламывать – приучать к мысли, что случаются в жизни огорчения, но пока рановато – см. следующий пункт.

- Ребенок воспринимает происходящее очень серьезно и близко к сердцу. Никакого внутреннего понимания, что это «только игра», у нее нет – степень погружения в мир фантастическая. Пару раз я чуть было не довел дочку до слез – на мой взгляд, совершенно на ровном месте. В общем, тут надо быть очень осторожным. Поэтому пока – никаких серьезных челленджей, у нас все-все получается, а окружающий мир исключительно дружелюбен. Время для превозмогания еще не пришло.

Перспективы

Мы играем в Волшебный Лес уже две недели с большим энтузиазмом обеих сторон. Смею надеяться, еще долго будем этим заниматься – постепенно делая игру все более сложной и интересной.

В порыве энтузиазма посмотрел несколько систем для детских РПГ – Hero Kids, RPG Kids и Little Wizards. Интересно, здорово, но пока чуток рановато. Первые две, правда, уже худо-бедно можно использовать, упростив правила – это ДнД-лайт, по сути, может и попробуем.

Заключение

В общем, опыт я считаю удачным, и если ребенок не передумает, будем продолжать движение в этом направлении.

И напоследок – воззвание.

Дорогие мамы и папы! Если ролевые игры вам не чужды, я советую вам попробовать привлечь к ним ваших детей. Во-первых, это, наверное, здорово развивает – стимулирует фантазию, воображение, ставит ребенка в новые ситуации, помогает ему расширить свой кругозор и восприятие мира. А во-вторых, это просто интересно – по мне, так куда веселее, чем в сотый раз собирать одинаковый Лего-зоопарк :) Надеюсь, мой опыт кого-нибудь вдохновит и кому-то поможет. Как видите, три с половиной года – уже вполне себе возраст.

P.S. Если этот пост вызовет интерес у общественности, то попозже могу выложить подробное описание сеттинга с персонажами и идеями для приключений.
Tags: [Дети], О чем: Ролевки, Что: Сеттинг, Что: Советы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments