Svolod (svolod_gm) wrote,
Svolod
svolod_gm

Category:

Рецензия на «Gamemastering»



На прошлой неделе я закончил чтение этого монументального труда Брайна Джемисона и хочу кратенько поделиться своими впечатлениями.

О существовании этой книги я узнал из этой статьи. «Хмм», подумал я, «на свете есть целая книга по вопросам вождения, наверняка набитая полезными советами, да к тому же и бесплатная, о которой я не знаю!? Так чего же я жду!» И ринулся читать.

Так как имя автора мне было совершенно незнакомо, то в первую очередь стало очень интересно, кто это такой. Сам о себе Джемисон говорит следующее: опыт вождения около 30 лет, участвовал в LARP-играх, был продюсером и разработчиком MMORPG Underlight, а сейчас управляет компанией по разработке софта. Что ж, вполне внушительная биография для автора подобного мануала.

Об издании

Книга выложена автором в свободный доступ (ссылка выше), также теоретически существует хардковер – для тех, кому не лень связываться с амазоном и его друзьями. Я, естественно, ознакомился с pdf-версией, поэтому дальше буду рассказывать исключительно про нее.

330 листов, никаких иллюстраций – объем сразу впечатлил и даже несколько испугал, сразу подумалось о том, как медленно и долго я буду через нее продираться. По счастью, все оказалось куда лучше.

Что внутри

С первых же страниц опасения по поводу ужасов медленного и нудного путешествия сквозь абзацы пропадают. Слог у автора простой, понятный, читается легко и приятно. Местами немного непривычная терминология (например, GC вместо привычного NPC), но все значения терминов объясняются и к ним быстро привыкаешь.

Книга написана так, чтобы быть понятной начинающим ведущим. Брайан с самого начала предупреждает о том, что часть материала будет очевидной для опытных мастеров. С другой стороны, многие советы и инструменты пригодятся и седым ветеранам.

Труд разделен на три больших куска: One-time preparation (подготовка к кампании), Preparing for the game session (подготовка к игровой встрече) и Running the Game (непосредственно вождение). Каждая часть делится на главы, каждая из которых в деталях раскрывает какую-то одну мысль. Затем следует приложение – в него собраны все таблицы из книги, что очень удобно (кстати, я их положил в свой "полезный сундучок").

Да, и еще я опасался того, что сей труд будет, что говорится, «олдскульным» - то есть рассказывать о том, как правильно водить партию по мега-подземельям с применением ДнД нулевой редакции (смутило упоминание про 30-летний стаж автора). Ничего подобного, книга абсолютно адекватна, современна и системо-нейтральна. Хотя, на мой взгляд, кое-где чувствуется, что автор уже «не мальчик» – но восприятию это отнюдь не мешает, скорее наоборот.

Идея

В книге действительно отражены все (или почти все) аспекты мастерской деятельности – начиная с подбора игроков и заканчивая «маленькими хитростями» и работой над ошибками. Наверное, точнее всего будет назвать «Gamemastering» учебником для ведущих :)

Но тут, как говорится, есть нюанс. Вождение игр, как никакой другой процесс – дело сугубо индивидуальное. У каждого мастера довольно быстро вырабатывается свой собственный стиль подготовки и проведения игр, он понимает, какие инструменты и подходы удобны именно ему.

Джемисон рассказывает только об одном походе – своем (что, в общем-то, логично). Он не пытается сказать что «водить нужно только так и никак иначе», совсем наоборот, он честно предупреждает о том, что то, что вам не понравится, отбрасывайте. Однако если методология автора вам не импонирует, довольно существенная часть книги будет неинтересна.

Чтобы сэкономить время гипотетическим читателям, попробую вкратце обрисовать изложенную в «Gamemastering» методику. Прежде всего, мастеру нужно найти подходящих игроков, причем устраивающих не только его, а и способных бесконфликтно играть вместе. Следующий этап – создание глубоких персонажей с обширной предысторией. И только когда они готовы, можно приступать к подготовке приключения, причем «строительным материалом» для него должны стать квенты и чаяния РС. В фокусе сюжета находится конфликт или конфликты (идеально, если опять же построенные на основе анализа персонажей игроков) и главгад (автор называет его Nemesis) - их разжигатель и эскалатор. В ходе подготовки приключения в первую очередь сконцентрироваться нужно на NPC и препятствиях, которые нужно преодолевать партии.

Инструментарий

Но даже если общая идеология подготовки автора вам не импонирует, в книге можно найти множество абсолютно автономных инструментов. По большей части это таблицы. Они позволяют позволяющие создавать социум, персонажей, энкаунтеры, сюжетные повороты и много чего еще. Каждая из таблиц снабжена подробными инструкциями. Я такие штуки страсть как люблю – они дают инициирующий толчок фантазии в моменты тупняка, чем существенно помогают в нашем непростом, но интересном деле.

А помимо этого – Джемисон делится советами, построенными на его долгом опыте вождения. Некоторые из них мне показались весьма интересными: например, нахождение мастера в каждый момент в одном из трех режимов – Судья, Актер и Камера; таблица «скелетов НПС» или управление спотлайтом при помощи ловушек. Перечислять все бесполезно, советов действительно очень много – на 330-то страницах :)

Ощущения

Если из теста этого не чувствуется, то произнесу в явном виде. Мне книга понравилась. Она, ИМХО, заслуживает того, чтобы ее прочитать – или хотя бы проглядеть по диагонали – каждому человеку, который регулярно водит. Банально посмотрите на содержание и откройте те главы, которые покажутся интересными.

Если подытожить, «Gamemastering»:

- рассказывает обо всех сторонах дела вождения;
- легко читается;
- может быть разбита на автономные куски;
- пригодна равно начинающим и опытным ведущим;
- содержит множество полезных инструментов;
- бесплатна.

Резюмирую: весьма рекомендую!

15 лучших советов по улучшению вождения

Ну и напоследок, чтобы вы могли окончательно решить, надо ли вам это читать, приведу 15 советов, приведенных в самом конце книги – так сказать, выжимку. Перевод мой.

1. Мудро выбирайте игроков
2. Руководствуйтесь весельем (fun), а не правилами системы
3. Не пытайтесь быть нейтральным, играйте на стороне игроков
4. Больше половины подготовки посвящайте на РС и NPC
5. Избегайте любой пре-детерминированной, трехактовой схемы, вместо этого фокусируйтесь на конфликте
6. Держите давление и напряжение, вбрасывайте препятствия, когда это необходимо
7. Заканчивайте сессию на клиифхэнгере (не знаю адекватного русского термина)
8. Переключайтесь между режимами Судьи, Актера и Камеры
9. Используйте существующих НПС так часто, как можете
10. Используйте таблицу скелетных НПС и описания врагов, чтобы игра была интереснее
11. Повышайте эмоциональный накал, используя сюжетные «вилки»
12. Вовлекайте всех игроков и давайте им использовать их навыки
13. Делайте приключения многоуровневыми
14. Будьте готовы к сюрпризам партии и реагируйте на них методами минимизации, мистификации, остановки и задержки
15. Сделайте Немезиду центром конфликта

Все непонятные термины, естественно, подробно раскрыты в тексте.

Вот, наверное, и все, что я хотел вам рассказать. Спасибо, что прочитали :)
Если возникнут вопросы по содержанию книги – задавайте, с удовольствием отвечу.
Tags: О чем: Ролевки, Что: Обзор
Subscribe

  • Небольшое объявление

    Уважаемые коллеги, я тут в порядке эксперимента запустил новый проект на площадке ВК. Называется он «Записки матёрого бехолдера», это открытая…

  • Сундук болотной ведьмы, часть 2

    Обещал? Обещал! А обещания надо выполнять. Вот вам вторая половина отчёта. Кто пропустил – первая была тут. Наёмники Увидев, что герои…

  • Сундук болотной ведьмы, часть 1

    И вот после длительного перерыва я снова с вами! А со мной - рассказ о том, как я водил игру по Through the Breach в замечательном московском…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments